Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Современные подходы к организации урока химии по теме: «Типы химических реакций» в рамках системно - деятельностного подхода (8 класс. УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман). Князева М.В. МБОУ СОШ №39г. Белгорода Успех в обучении зависит от желания ребёнка учиться. Поддерживать интерес к изучению предмета позволяет вовлечение учащихся в разнообразную деятельность на уроке. На первом этапе урока «Актуализации знаний и постановки цели урока» учитель с помощью создания проблемной ситуации побуждает учащихся к формулированию темы, а затем и цели урока. Учитель: «У меня на столе бутылочка с газированной водой и ластик. Что бы могло, на ваш взгляд, объединить эти предметы?» Учащиеся высказывают самые различные гипотезы: цвет предметов, их изготовитель, сходная формула и т.д. Учитель: подсказка: показывает презентацию, на слайде которой учёный проводит эксперимент со стеклянным колоколом, в котором веточка растения, свеча. В результате бурной дискуссии учащиеся приходят к выводу, что зелёные растения на свету продолжают жить в атмосфере углекислого газа и даже делают его пригодным для дыхания. Это процесс фотосинтеза. Предполагают, что в результате фотосинтеза выделяется кислород, а используется углекислый газ, тот же газ, который находится в бутылочке с газированной водой. Учитель: Да, это явление - фотосинтез и предметы (ластик, газир. вода) открыл один человек - Дж. Пристли. На презентации портрет Дж. Пристли. Сообщает о вкладе Дж. Пристли в исследование химических реакций. Обращает внимание учащихся на уравнение реакции процесса фотосинтеза на слайде. 6CO2 + 6H2O=C6H12O6 + 6O2 Учитель организует деятельность по актуализации понятий «простое и сложное вещество», «исходные вещества и продукты реакции», «явления физические и химические». Предлагает ответить на вопросы: - Фотосинтез - это явление. А какие вы знаете группы явлений? - Чем физические явления отличаются от химических? -Какие признаки реакции? Как обнаружить кислород? -Сколько веществ вступило в реакцию? Сколько образовалось? Скажите, это вещества простые или сложные? Какие вещества называются простыми, какие - сложными? Подводит итог обсуждению. Химических реакций огромное множество. Наш организм - огромная химическая лаборатория, где в минуту происходит огромное количество химических реакций. И все они разные. Итак, мы подошли к теме урока: «Что мы будем изучать сегодня на уроке?» Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока: «Типы химических реакций», с помощью учителя составляют план изучения новой темы. На втором этапе урока «Изучения нового материала» учитель организует проведение лабораторных опытов в парах, оформление и обсуждение их результатов. Предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории. Учащиеся в парах проводят лабораторные опыты под руководством учителя, согласно инструктивным картам, лежащим у них на ученических столах. (Примеры инструктивных карт даны в Приложении №1) Перед началом выполнения экспериментальной части учитель проводит физкультминутку. 1. Упражнения на пробуждение внутренних органов. Ушные раковины имеют активные точки, связанные с внутренними органами. Энергично потрём уши ладонями, разомнём ушную раковину большим и указательным пальцами до ощущения тепла. 2. Психофизические упражнения для стимуляции памяти, внимания, мышления. «Волшебная восьмёрка» Рисуем цифру восемь в воздухе правой рукой справа налево (5 раз), левой рукой слева направо (5 раз), а затем обеими руками одновременно в разные стороны. 3. Упражнения для формирования осанки «Великан». Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас назад за волосы чуть-чуть назад и вверх. Такое положение позвоночника постараемся сохранить весь урок. Учащиеся проводят лабораторный опыт, заполняют инструктивную карту, работают с учебником. Выходят к доске, описывают самостоятельно проведённые эксперименты, записывают уравнения проведённых реакций, формулируют определения типов реакций: разложения, замещения, соединения. Комментируют. Группы оценивают работу друг друга. Р. Разложения Р. Соединения Р. Замещения АВ=А+В А+В =АВ А+БВ=АВ+Б 1→п п→1 Учитель показывает видеоролик «Реакции разложения» (Видеоуроки, 8 кл.), организует контроль усвоения новых понятий: предлагает привести примеры применения реакций разложения в промышленности. На третьем этапе урока «Первичное закрепление нового материала» учитель организует моделирование химических реакций по описанию. (Примеры карточек даны в Приложении №2). Предлагает самостоятельно выполнить задание. Контролирует процесс его выполнения. Учащиеся выполняют задания. Учитель консультирует. Формулируют определения. Предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом. Учащимся, допустившим ошибки, установить их причины и исправить. На этапе «Домашнее задание» учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам на уроке. Организует объяснение домашнего задания: §16, выучить определения реакций разложения, соединения, замещения. По выбору учащихся найти в Интернет источниках примеры практического применения изученных реакций. Приложение №1 Инструктивная карта Реакция разложения 1.Налейте в химический стакан на 1/3 его объёма пероксида водорода и помощью ложечки аккуратно всыпьте в него немного порошка оксида марганца(ΙV). Оксид марганца(ΙV) в данном случае является катализатором. 2.Что наблюдаете? 3.Внесите в верхнюю часть стакана тлеющую лучинку. Что наблюдаете? 4.Для информации. Аналогичный процесс вы могли наблюдать, если полученную вами ранку для её обеззараживания обрабатывали перекисью водорода. Бурное выделение кислорода катализируется в этом случае содержащимся в крови биологическим катализатором- ферментом каталазой. 5.Заполните оценочный лист в тетради: 1)Запишите уравнение химической реакции, учитывая, что при разложении перекиси водорода образуются вода и кислород. 2)Расставьте коэффициенты 3)Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Какие это вещества по составу (простые, сложные?) 4) Сколько веществ образовалось в результате химической реакции? Какие это вещества по составу (простые, сложные?) 5) Сформулируйте определение реакции разложения, заполнив недостающие слова: Реакцией разложения называется такая химическая реакция, в которой из …..сложного (простого) вещества получается … или ….простых или сложных веществ. 6) Составьте знаковое изображение своей реакции в общем виде с помощью букв, знаков или рисунков.
Инструктивная карта Реакция соединения 1.Внесите медную пластинку или медную проволоку в пламя горелки с соблюдением всех правил по т/б. Отметьте цвет пластинки (проволоки). 2.Как изменился цвет пластинки? 3.Заполните оценочный лист в тетради: 1)Запишите уравнение химической реакции, учитывая, что при внесении медной проволоки(Cu) в пламя(+O2) образуется оксид меди(ΙΙ). 2)Расставьте коэффициенты 3)Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Какие это вещества по составу (простые, сложные?) 4) Сколько веществ образовалось в результате химической реакции? Какие это вещества по составу (простые, сложные?) 5) Сформулируйте определение реакции соединения, заполнив недостающие слова: Реакцией соединения называется такая химическая реакция, в результате которой из …..или …. простых или сложных веществ образуется … более сложное вещество. 6) Составьте знаковое изображение своей реакции в общем виде с помощью букв, знаков или рисунков.
Инструктивная карта Реакция замещения 1.Налейте в химический стакан на 2/3 его объёма раствор хлорида CuCl2 или сульфата меди CuSO4 2. Какого цвета раствор? 3.Опустите в раствор вычищенный до блеска железный гвоздь. Что наблюдаете? 4.Через некоторое время наблюдайте появление на гвозде налёта меди (какого цвета?) 5.Заполните оценочный лист в тетради: 1)Запишите уравнение химической реакции, пользуясь текстом параграфа§16 с.40. 2)Расставьте коэффициенты, если нужно. 3)Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Какие это вещества по составу (простые, сложные?) 4) Сколько веществ образовалось в результате химической реакции? Какие это вещества по составу (простые, сложные?) 5) Сформулируйте определение реакции замещения, заполнив недостающие слова: Реакцией замещения называется такая химическая реакция, протекающая между … и … веществом, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в …веществе. 6) Составьте знаковое изображение своей реакции в общем виде с помощью букв, знаков или рисунков.
Приложение №2 Карточка №1 Р.замещения. Р.соединения. 1.При пропускании водорода над оксидом меди (ΙΙ) образуется вода и медь. 2. Смесь водорода и хлора при поджигании взрывается, образуя хлороводород (HCl) Задание: 1.Запишите схему реакции. Расставьте коэффициенты. 2.По описанию смоделируйте химическую реакцию, используя шаростержневые модели молекул. 3.Определите тип химической реакции.
Карточка №2 Р.разложения Р.замещения. 1. Жёлтый порошок оксида ртути (ΙΙ) при нагревании разлагается с образованием серебристой ртути и кислорода. 2. Магний вытесняет из соляной кислоты(HCl) водород, при этом получается ещё одно новое вещество - хлорид магния(MgCl2). Задание: 1.Запишите схему реакции. Расставьте коэффициенты. 2.По описанию смоделируйте химическую реакцию, используя шаростержневые модели молекул. 3.Определите тип химической реакции.
Карточка №3 Р.разложения Р.замещения. 1. Хлорид серебра(AgCl) разлагается на свету и при этом образуется серебро и хлор(Cl2). 2. Оксид меди (ΙΙ) реагирует с углеродом, образуя медь и оксид углерода(ΙV) Задание: 1.Запишите схему реакции. Расставьте коэффициенты. 2.По описанию смоделируйте химическую реакцию, используя шаростержневые модели молекул. 3.Определите тип химической реакции. | |
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |