Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Современные подходы к организации урока химии по теме: «Типы химических реакций» в рамках системно - деятельностного подхода (8 класс. УМК

Современные подходы к организации урока химии по теме: «Типы химических реакций»  в рамках системно - деятельностного подхода (8 класс. УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман).

Князева М.В.

МБОУ СОШ №39г. Белгорода

Успех в обучении зависит от желания ребёнка учиться. Поддерживать интерес к изучению предмета позволяет вовлечение учащихся в разнообразную деятельность на уроке.

На первом этапе урока «Актуализации знаний и постановки цели урока» учитель с помощью создания проблемной ситуации побуждает учащихся к формулированию темы, а затем и цели урока.

Учитель: «У меня на столе бутылочка с газированной водой и ластик. Что бы могло, на ваш взгляд, объединить эти предметы?» Учащиеся высказывают самые различные гипотезы: цвет предметов, их изготовитель, сходная формула и т.д.

Учитель: подсказка: показывает презентацию, на слайде которой учёный проводит эксперимент со стеклянным колоколом, в котором веточка растения, свеча. В результате бурной дискуссии учащиеся приходят к выводу, что зелёные растения на свету продолжают жить в атмосфере углекислого газа и даже делают его пригодным для дыхания. Это процесс фотосинтеза. Предполагают, что в результате фотосинтеза выделяется кислород, а используется углекислый газ, тот же газ, который находится в бутылочке с газированной водой.

Учитель: Да, это явление - фотосинтез и предметы (ластик, газир. вода) открыл  один человек - Дж. Пристли. На презентации портрет Дж. Пристли. Сообщает о вкладе Дж. Пристли в исследование химических реакций.  

Обращает внимание учащихся на уравнение реакции процесса фотосинтеза на слайде.

6CO2 + 6H2O=C6H12O6 + 6O2

Учитель организует деятельность по актуализации понятий «простое и сложное вещество», «исходные вещества и продукты реакции», «явления физические и химические». Предлагает ответить на вопросы:

- Фотосинтез - это явление. А какие вы знаете группы явлений?

- Чем физические явления отличаются от химических?

-Какие признаки реакции? Как обнаружить кислород?

-Сколько веществ вступило в реакцию? Сколько образовалось? Скажите, это вещества простые или сложные? Какие вещества называются простыми, какие - сложными?

Подводит итог обсуждению. Химических реакций огромное множество. Наш организм - огромная химическая лаборатория, где в минуту происходит огромное количество химических реакций. И все они разные. Итак, мы подошли к теме урока: «Что мы будем изучать сегодня на уроке?» Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока: «Типы химических реакций», с помощью учителя составляют план изучения новой темы.

На втором этапе урока «Изучения нового материала» учитель организует проведение лабораторных опытов в парах, оформление и обсуждение их результатов. Предлагает вспомнить правила безопасной работы в химической лаборатории. Учащиеся в парах проводят лабораторные опыты под руководством учителя, согласно инструктивным картам, лежащим у них на ученических столах. (Примеры инструктивных карт даны в Приложении №1)

 Перед началом выполнения экспериментальной части учитель проводит физкультминутку.

1. Упражнения на пробуждение внутренних органов.   Ушные раковины имеют активные точки, связанные с внутренними органами. Энергично потрём уши ладонями, разомнём ушную раковину большим и указательным пальцами до ощущения тепла.  

2. Психофизические упражнения для стимуляции памяти, внимания, мышления.  «Волшебная восьмёрка» Рисуем цифру восемь в воздухе правой рукой справа налево (5 раз), левой рукой слева направо (5 раз), а затем обеими руками одновременно в разные стороны.  

3. Упражнения для формирования осанки   «Великан». Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас назад за волосы чуть-чуть назад и вверх. Такое положение позвоночника постараемся сохранить весь урок.

Учащиеся проводят лабораторный опыт, заполняют инструктивную карту, работают с учебником. Выходят к доске, описывают самостоятельно проведённые эксперименты, записывают уравнения проведённых реакций, формулируют определения типов реакций: разложения, замещения, соединения. Комментируют. Группы оценивают работу друг друга.          

Р. Разложения           Р. Соединения          Р. Замещения

АВ=А+В                   А+В =АВ                А+БВ=АВ+Б

1→п                             п→1

Учитель показывает видеоролик  «Реакции разложения» (Видеоуроки, 8 кл.), организует контроль усвоения новых понятий: предлагает привести примеры применения реакций разложения в промышленности.

На третьем этапе урока «Первичное закрепление нового материала» учитель организует моделирование химических реакций по описанию. (Примеры карточек даны в Приложении №2). Предлагает самостоятельно выполнить задание. Контролирует процесс его выполнения.           

Учащиеся выполняют задания.  Учитель консультирует. Формулируют определения. Предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом. Учащимся, допустившим ошибки, установить их причины и исправить.

На этапе «Домашнее задание» учитель подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам на уроке. Организует объяснение домашнего задания: §16, выучить определения реакций разложения, соединения, замещения. По выбору учащихся найти в Интернет источниках примеры практического применения изученных реакций.

Приложение №1

Инструктивная карта

Реакция разложения

1.Налейте в химический стакан на 1/3 его объёма пероксида водорода и помощью ложечки аккуратно всыпьте в него немного порошка оксида марганца(ΙV). Оксид марганца(ΙV) в данном случае является катализатором.

2.Что наблюдаете?

3.Внесите в верхнюю часть стакана тлеющую лучинку. Что наблюдаете?

4.Для информации.

Аналогичный процесс вы могли наблюдать, если полученную вами ранку для её обеззараживания обрабатывали перекисью водорода. Бурное выделение кислорода катализируется в этом случае содержащимся в крови биологическим катализатором- ферментом каталазой.

5.Заполните оценочный лист в тетради:

1)Запишите уравнение химической реакции, учитывая, что при разложении перекиси водорода образуются вода и кислород.

2)Расставьте коэффициенты

3)Сколько веществ  вступило в химическую реакцию? Какие это вещества по составу (простые, сложные?)

4) Сколько веществ образовалось в результате химической реакции? Какие это вещества по составу (простые, сложные?)

5) Сформулируйте определение реакции разложения, заполнив недостающие слова:

Реакцией разложения называется такая химическая реакция, в которой из …..сложного (простого) вещества получается … или ….простых или сложных веществ.

6) Составьте знаковое изображение своей реакции в общем виде с помощью букв, знаков или рисунков.

 

Инструктивная карта

Реакция соединения

1.Внесите медную пластинку или медную проволоку в пламя горелки с соблюдением всех правил по т/б. Отметьте цвет пластинки (проволоки).

2.Как изменился цвет пластинки?

3.Заполните оценочный лист в тетради:

1)Запишите уравнение химической реакции, учитывая, что при внесении медной проволоки(Cu) в пламя(+O2) образуется оксид меди(ΙΙ).

2)Расставьте коэффициенты

3)Сколько веществ  вступило в химическую реакцию? Какие это вещества по составу (простые, сложные?)

4) Сколько веществ образовалось в результате химической реакции? Какие это вещества по составу (простые, сложные?)

5) Сформулируйте определение реакции соединения, заполнив недостающие слова:

Реакцией соединения называется такая химическая реакция, в результате которой из …..или …. простых или сложных веществ образуется … более сложное вещество.

6) Составьте знаковое изображение своей реакции в общем виде с помощью букв, знаков или рисунков.

 

 

Инструктивная карта

Реакция замещения

1.Налейте в химический стакан на 2/3 его объёма раствор хлорида CuCl2 или сульфата меди CuSO4

2. Какого цвета раствор?

3.Опустите в раствор вычищенный до блеска железный гвоздь. Что наблюдаете?

4.Через некоторое время наблюдайте появление на гвозде налёта меди (какого цвета?)

5.Заполните оценочный лист в тетради:

1)Запишите уравнение химической реакции, пользуясь текстом параграфа§16 с.40.

2)Расставьте коэффициенты, если нужно.

3)Сколько веществ вступило в химическую реакцию? Какие это вещества по составу (простые, сложные?)

4) Сколько веществ образовалось в результате химической реакции? Какие это вещества по составу (простые, сложные?)

5) Сформулируйте определение реакции замещения, заполнив недостающие слова:

Реакцией замещения называется такая химическая реакция, протекающая между … и … веществом, при  которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в …веществе.

6) Составьте знаковое изображение своей реакции в общем виде с помощью букв, знаков или рисунков.

 

Приложение №2

Карточка №1  Р.замещения.  Р.соединения.

1.При пропускании водорода  над  оксидом меди (ΙΙ) образуется вода и медь.

2. Смесь водорода и хлора при поджигании взрывается, образуя хлороводород (HCl)

Задание:

1.Запишите схему реакции. Расставьте коэффициенты.

2.По описанию смоделируйте  химическую реакцию, используя шаростержневые модели молекул.

3.Определите тип химической реакции.

 

Карточка №2     Р.разложения   Р.замещения. 

1. Жёлтый порошок оксида ртути (ΙΙ) при нагревании разлагается с  образованием серебристой ртути и кислорода.

2. Магний вытесняет из соляной кислоты(HCl)  водород, при этом получается ещё одно новое вещество -  хлорид магния(MgCl2).

Задание:

1.Запишите схему реакции. Расставьте коэффициенты.

2.По описанию смоделируйте  химическую реакцию, используя шаростержневые модели молекул.

3.Определите тип химической реакции.

 

Карточка №3     Р.разложения   Р.замещения. 

1. Хлорид серебра(AgCl) разлагается  на свету и при этом образуется серебро и хлор(Cl2).

2. Оксид меди (ΙΙ) реагирует с углеродом,  образуя медь и оксид углерода(ΙV)

Задание:

1.Запишите схему реакции. Расставьте коэффициенты.

2.По описанию смоделируйте  химическую реакцию, используя шаростержневые модели молекул.

3.Определите тип химической реакции.

Категория: Мои статьи | Добавил: himturist (27.11.2016)
Просмотров: 447 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]