Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Социальный проект "Вместе мы сможем многое"

Управление образования администрации города Белгорода

Городской этап XIV Всероссийской акции

«Я - гражданин России»

Социальный проект

Вместе мы сможем многое

Номинация: «Забота о людях и милосердие»

Автор проекта:

 Ковляшенко Дмитрий,

обучающийся 10а класса

МБОУ средней общеобразовательной школы №39 г.Белгорода

Руководитель проекта:

 Князева Марина Викторовна,

учитель МБОУ средней общеобразовательной школы №39 г.Белгорода

Аннотация

Актуальность представленного социального проекта «Вместе мы сможем многое»  по проектированию, закладке и оснащению малого спортивного зала для детей с ограниченными возможностями обусловлена реализацией президентской программы «Дети России»,  проекта повышения качества жизни человека в г. Белгороде «Жильё» и «Здоровье», программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Право быть равным» и проекта «Доступная среда».

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. Эта проблема обусловлена не только субъективным фактором, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни. 
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Как правило, дети с ограниченными возможностями не очень любят заниматься спортивными упражнениями в коллективе или просто с другими незнакомыми людьми. Они часто стесняются своего недостатка и не хотят его демонстрировать. Создание малого спортивного зала, его оснащение специальным оборудованием помогут ребёнку восполнить дефицит движений и почувствовать большую уверенность.

          В ходе реализации проектной деятельности удалось получить следующие результаты:

¨    Обеспечить доступ детей-инвалидов к спортивным ресурсам.

¨    Оказать поддержку семьям, воспитывающим детей, с нарушениями  развития.

¨    Создать безбарьерную среду для детей-инвалидов.

¨    Расширить возможности последующей профессиональной занятости.

¨    Способствовать  успешной социализации и интеграции в общество.

В ходе работы над проектом учащиеся- активисты Детской общественной организации «Планета детства» МБОУ-СОШ №39 г.Белгорода  проявили заботу о людях, милосердие, научились разрабатывать и добиваться реализации своего социального проекта, работать в одной команде, применять имеющиеся знания на практике. Они на практике увидели, как меняются пришедшие в зал дети, как они обретают в стенах малого спортивного зала здоровье и уверенность в себе.

Оглавление

 

Введение

Актуальность, цель, задачи, гипотеза

4стр.

Глава 1

«Доброе сердце- добрые поступки»

6 стр.

 

1.1 Анализ проблем социальной 
реабилитации детей с ограниченными возможностями

6 стр.

 

1.2 Физкультурно-спортивные сооружения для людей с ограниченными возможностями

9 стр.

Глава 2

Анализ состояния проблемы

9 стр.

 

2.1 Описание объекта исследования

9 стр.

 

2.2 Реализация программы «Доступная среда» для детей и подростков с ограниченными возможностями в Белгородской области

9 стр.

 

2.3 Анализ состояния проблемы

10 стр.

 

2.4 Решение аналогичной проблемы в странах Европы и США

11 стр.

Глава 3

Вместе мы сможем многое

11 стр.

 

3.1 Суть проекта

11 стр.

 

3.2 Этапы реализации проекта

11 стр.

 

3.3Ресурсы

13 стр.

 

3.4 Ожидаемый результат

13 стр.

Заключение

Дальнейшее развитие

13 стр.

Список использованной литературы и интернет- источников

14 стр.

Приложения 1,2,3

 

 « Движения способны заменить любое лекарство,

 но все лекарства мира не способны заменить пользу движений»

Французский врач Тиссо

Введение. 
Актуальность представленного социального проекта  «Вместе мы сможем многое» обусловлена реализацией президентской программы «Дети России»,  проекта повышения качества жизни человека в г. Белгороде «Жильё» и «Здоровье», программы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Право быть равным» и проекта «Доступная среда».

В последнее время в России, имеющей глубокие национальные корни, богатые традиции, для которых характерны милосердие, взаимопомощь, где веками оказывалась практическая социальная помощь, этой проблеме стало уделяться немало внимания. Организуются конкурсы социальных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Всероссийского уровня, создаются реабилитационные центры, расширяются сети спортивных сооружений для людей с ограниченными возможностями, проводятся паралимпийские соревнования и состязания. Президент России В.Путин выступая перед спортсменами, рассказал о планах «расширять сеть спортивных сооружений для людей с ограниченными возможностями, развивать специальную спортивную инфраструктуру, создавать специальные тренировочные базы и реабилитационные центры, обеспечивать паралимпийцев современным инвентарем, строить новые спортивные школы для детей-инвалидов».

Однако, по данным ООН, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. 
В 2012г. в органах социальной защиты населения РФ состояло на учете свыше 453 тысяч детей-инвалидов, в Белгородской области 573 ребёнка- инвалида. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

 Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений является чрезвычайно актуальной. Актуальность поднятой проблемы подтверждается также статьями в СМИ и Интернете.

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Отмечая государственное внимание к детям с ограниченными возможностями, успешное развитие отдельных медицинских и учебно-воспитательных учреждений, тем не менее, следует признать, что уровень помощи в обслуживании детей этой категории не соответствует потребностям, так как не решаются проблемы их социальной реабилитации и адаптации в будущем.

Таким образом, изменения качества жизни населения выявляют появляющиеся противоречия между потребностью жителей города с ограниченными возможностями активно участвовать в социальной жизни  и низким уровнем помощи ребенку с ограниченными возможностями для нормальной социальной адаптации в обществе. Решение проблемы и составляет цель проекта.

 Объектом исследования являются дети с ограниченными возможностями. 
         Предмет исследования – условия для максимальной адаптации в общество детей с ограниченными возможностями через создание малого спортивного зала.

 Гипотеза: разработка и экономическое обоснование проекта организации малого спортивного зала для детей с ограниченными способностями даст им возможность нормальной социальной адаптации в обществе.

 Задачи:

1.Изучить научные разработки, исследования, новые методики и технологии, способствующие созданию условий для максимальной адаптации в общество детей с ограниченными возможностями через создание сети спортивных инфраструктур.

2.Изучить практический опыт решения проблем детской инвалидности в России и за рубежом.

3.Выявить жителей микрорайона, желающих участвовать в проекте для оказания добровольческой, благотворительной и материальной помощи в деле  закладки малого спортивного зала для детей с ограниченными возможностями или приобретении специального оборудования.

4.Организовать пропагандистско - разъяснительную работу среди жителей микрорайона.

5.Организовать закладку малого спортивного зала в МБОУ средней общеобразовательной школе №39 г.Белгорода силами привлеченных добровольцев (волонтеров) и спонсоров.

Для реализации проекта были выбраны следующие методы: 
        1) изучение литературы, в т.ч. источников Интернет,  которое позволит выявить состояние проблемы, проанализировать опыт, имеющийся в мировой практике по вопросам адаптации в общество детей с ограниченными возможностями через создание сети спортивных инфраструктур;

2) анкетирование и собеседование с учащимися, педагогами, выпускниками, родителями, жителями микрорайона, которое позволит установить актуальность проблемы, поднятой активистами школьного НОУ;

3) проведение независимой экспертизы управлением по физической культуре и спорту Белгородской области, которая позволит оценить качественные  изменения.

 Сроки реализации проекта: октябрь 2013 – май 2014 г. 

Глава 1.«Доброе сердце- добрые поступки»

1.1 Анализ проблем социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них – независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, - все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей [10,11,12].

В рекомендациях  1185 к реабилитационным программам 44-й сессии парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

В 1989г. ООН приняла текст о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие[10,11,12].
        Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Проблемы инвалидности не могут быть поняты вне социокультурного окружения человека – семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым и детям –  основываются на социально-экологической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонения или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным проблемам. 
ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы[1,2,5].

 

Глава 2 Анализ состояния проблемы

2.1 Описание объекта исследования

Микрорайон (предприятия и прилегающие к нему территории) обслуживает ТСЖ «Ватутинское», являющееся победителем в городском конкурсе по благоустройству, санитарному состоянию и озеленению прилегающих территорий. На данный момент товарищество обслуживает 19 домов, общей площадью – 147,45 тыс. кв. м, количество лицевых счетов нанимателей и собственников – 2763. По данным регистрации в микрорайоне проживает 39 человек с ограниченными возможностями, в т.ч. 15 детей. Это дети  с хроническими соматическими заболеваниями, с ограничениями в движении, слабовидящие и слепые, слабослышащие и глухие. Проблемы детей-инвалидов, не посещающих образовательные  учреждения: нарушение связи с миром; недостаток контактов со сверстниками и взрослыми; ограниченный доступ к информационным ресурсам; недоступность общения с природой, культурными ценностями; отсутствие качественного образования.

2.3 Анализ состояния проблемы

Цель исследования: изучить мнение жителей микрорайона о проблеме создания малого спортивного сооружения на территории микрорайона для детей с ограниченными возможностями.

Методы исследования: опрос, фото- факт.

Всего участников исследования 308 человек, из них семей, в которых растут дети с ограниченными возможностями 12.

Результаты исследования:

По характеру ответов, степени участия в интервью жители микрорайона показали наибольшую степень участия в исследовании. Степень удовлетворённости их качеством жизни они оценивают неудовлетворительное  (83%).

Среди наиболее значимых тем, отнесённых к проблемным, озвучиваются(в % встречаемости от всей выборки):

1.Отсутствие площадок для занятий спортом детей с ограниченными возможностями                                                             30,5

2. Отсутствие спортивного инвентаря                30,0

3.Уборка дворовой площадки                               8,7

4.Уборка придомовой территории                        5,4

5.Состояние детской площадки                             5,0

К основным проблемам жители относят в том числе отсутствие обустроенных территорий для спортивных занятий лицам с ограниченными возможностями.

Глава 3 Вместе мы сможем многое

3.1Суть проекта в том, чтобы на основе тщательно проведённого анализа указанной проблемы решить, где закладывать малый спортивный зал, чтобы он максимально устраивал и детей с ограниченными возможностями и их семьи. Кроме того, необходимо решить вопрос, как и чем он должен быть оборудован для соблюдения санитарно- гигиенических требований[7,8,9].

3.2 Этапы реализации проекта

1 этап: сентябрь 2013 – декабрь2013 г. 
-анализ состояния проблемы;

-библиографический поиск по проблеме;

- изучение нормативных документов по проблеме проекта;

-разработка программы деятельности;

- актуализация темы для всех субъектов социального проекта;

-сбор статистических данных о количестве семей, имеющих детей с ограниченными возможностями  по микрорайону;

-выбор места  (территории) для закладки спортивного сооружения в нашем микрорайоне;

-определение круга лиц для сотрудничества по реализации проекта;

-организация связей с ТСЖ «Ватутинское»;

-составление наказа депутату государственной Думы 5-го созыва об оказании помощи в обустройстве малого спортивного зала для детей с ограниченными возможностями.

 2 этап: январь 2014 – февраль 2014 г. 

- создание творческих групп по направлениям: группа - аналитиков; группа - хозяйственников. Составление плана работы;

- изготовление табличек в школьной мастерской «Малый спортивный зал»;

- отражение проблемы в СМИ: газете «Большая переменка» (приложение к «Смене»); на сайте руководителя проекта;

-выступление на родительском собрании с приглашением врача, инструктора;

-приобретение необходимого инвентаря для закладки малого спортивного зала;

-закладка малого спортивного зала;

- проведение акции по оборудованию территории школы для обеспечения доставки детей с ограниченными возможностями к малому спортивному залу.

Категория: Мои статьи | Добавил: himturist (23.02.2014)
Просмотров: 2130 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 himturist  
0
Очень интересный проект! Главное- актуальный!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]