Каталог статей
| Главная » Статьи » Мои статьи |
«ПОРТФОЛИО» КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
М.В.Князева учитель химии Муниципальное образовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа №39 г.Белгорода Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность. Формой такого оценивания, ориентированного на результат личностного развития ученика стала популярная технология «портфолио». Интересным и достаточно эффективным представляется использование технологии «Портфолио» в рамках воспитательной системы класса. В этом случае портфолио позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях ученика. Первый опыт закладывался в начальной школе, когда создавали портфолио класса, где у каждого ученика была своя страничка. С 5 класса мы начали составлять свои индивидуальные портфолио. На первом классном часе проходит презентация портфолио. Ученики знакомятся с положением и структурой портфолио, заполняют титульный лист. Свое творчество ребята могут проявить, оформляя лист «Знакомьтесь, это я!». Следующий этап – работа с командиром отряда, ответственными за дежурство, физоргом, членами учебной комиссии. Классный руководитель рассказывает им о том, за что в портфолио отвечает каждый из них. Командир в целом помогает классному руководителю в работе над портфолио. Ответственные дежурные заполняют таблицы по дежурству, выставляют оценки. Физорг работает совместно с учителем физкультуры при заполнении таблицы спортивных достижений. Представители учебной комиссии в конце четверти, года помогают ребятам оформить страницу «Достижения в учёбе», подсчитывают баллы. В конце четверти на итоговом классном часе при подведении итогов работы ученики отмечают в своих портфолио участие в делах класса и школы, отчитываются об общественном поручении, оценивают и анализируют свою работу. В конце года учащимся выдается сертификат с указанием количества баллов и места в рейтинге. Лучшие ученики получают грамоты школы, класса и другие поощрения. Структура портфолио учеников моего класса. 1.Титульный лист (фамилия, имя, отчество, класс, школа) «Знакомьтесь, это Я!» (фотография, адрес, телефон) Ребята рассказывают о своих увлечениях, своей семье. 2.Учебная деятельность. Эта часть включает в себя: результаты обучения ученика по четвертям и за год; отметки об участии в предметных олимпиадах, конкурсах сочинений и т.п., самооценку школьника своей учебной деятельности. 3. Участие в делах класса и школы. Эта часть включает в себя результаты творческой деятельности учащихся в разных областях; оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе. Дается оценка его деятельности классным коллективом на итоговых классных часах за полугодие, также ученик сам анализирует свои результаты. 4. Внеурочная деятельность. Эта страничка включает участие в учебно-исследовательских конференциях «Первые шаги в науку», интеллектуальном марафоне, всероссийском конкурсе «Познание и творчество» в различных номинациях, отметку о посещении факультативов, кружков, секций; спортивные достижения учащихся; 6.Папка достижений. В папку ученик собирает в течение учебного года грамоты, благодарности, сертификаты и т.п., все то, что демонстрирует его достижения. 7. Итоги года. Подведение результатов проходит на итоговом классном часе. Кроме подсчета баллов – рейтингов ученики анализируют результаты по предложенным классным руководителем вопросам, определяют, справились ли они с задачами, которые были поставлены ими в начале учебного года. Здесь же ребята пишут пожелания себе на следующий учебный год. Учащиеся проявляют интерес к своим достижениям. За два года, в течение которых велась работа по портфолио, наблюдается всплеск активности в общественной и творческой деятельности. Ребята стали проявлять инициативу во внеурочной деятельности. Повышение интереса ко всем видам деятельности свидетельствует о развитии чувства ответственности за себя и за свой класс. Особо обращает на себя внимание то, что родительский коллектив за эти два года стал активнее участвовать в делах класса и школы, так как они увидели достижения своего ребенка, заинтересованность школы в развитии учеников. На итоговом классном часе «За честь класса» ребята отвечают на вопросы, которые помогают им проанализировать свои результаты и наметить планы на следующий учебный год. Список литературы 1.Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005.– №3., стр. 45 – 56. 2.Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. 2006. – №3, стр. 51-53. 3.Камзеева Е.Е. Портфолио ученика. // Физика в школе. 2005 . – №8, стр. 64-66. | |
| Просмотров: 2493 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Всего комментариев: 1 | |
|
| |