Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

обобщение опыта: "Работа с текстами химического содержания"
Ι.Информация об опыте 1.1 Условия возникновения и становления опыта. Представляемый опыт складывался на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39» города Белгорода. Выпускники школы поступают в вузы, отдавая предпочтение БГТУ им. В.Г.Шухова, где ведущими предметами являются математика, физика, химия. Автор опыта работает по УМК Габриелян О.С. Химия 8,9 (2час/нед),10,11 (1,2 час/нед), базовый уровень. Серьезной проблемой является большой объем содержания курсов химических дисциплин 8-11классов, малое количество часов, сложность в понимании изучаемого материала, что в совокупности приводит к потере интереса к данному предмету. На уроке основным источником информации продолжает оставаться учебник, поэтому для активизации познавательной деятельности необходимо обучить учащихся умениям и навыкам работы с текстом. Кроме того, работая с научным обществом учеников (далее НОУ) в системе внеурочной деятельности, автор опыта столкнулся с тем, что учащиеся, члены НОУ, не умеют составить план, выделить главное в тексте, сравнить те или иные объекты на основе табличных данных, диаграмм, пользоваться таблицами, схемами для систематизации материала, делать выводы, составлять тезисы, конспектировать материал статьи. Недостаточный уровень сформированности умений и навыков работы с текстом у многих учащихся препятствует полноценному освоению такого трудного предмета, как химия. 1.2. Актуальность опыта. На современном этапе введения новых ФГОСов акцент переносится на воспитание свободной творческой личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Подготовка к реализации ФГОС ООО и О(П)ОО требует накопления опыта формирования познавательных УУД, включающих умения работы с текстом. В обеих примерных образовательных программах (и для ступени основного образования, и среднего полного образования) [24] выделены планируемые результаты освоения программы «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом». Программа ориентирует на формирование трёх групп умений работы с текстом:1. Общая ориентация в тексте. 2.Глубокое понимание текста. 3.Применение информации из текста в учебно-практических задачах. Внеурочная деятельность, включающая работу школьного научного общества, требует также формирования навыков самостоятельной работы с текстом при написании рефератов, докладов, тезисов, исследовательских и проектных работ. Как показывает практика, достижение познавательных УУД более полно реализуется при организации системно - деятельностного подхода, использовании проектной и исследовательской деятельности учащихся, элементов технологии критического мышления. Системно - деятельностный подход является наиболее эффективным инструментом при формировании умений и навыков работы с текстом. Правильно организованная деятельность учащихся на уроке химии и во внеурочное время позволяет сформировать у учащихся такие важные умения, как осмысленное чтение, умения составлять план, выделять главное в тексте, сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы. Поэтому, несомненно, важной задачей является формирование умений и навыков работы с текстом на уроках химии и во внеурочной деятельности посредством применения системно - деятельностного подхода. Грамотное использование умений и навыков работы с текстом позволит разрешить противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человеком в период обучения, между потребностью в критически и аналитически мыслящих учащихся и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей развитие этих навыков на уроках химии в средних классах. Таким образом, содержание опыта работы по теме: «Формирование умений и навыков работы с текстом на уроках химии и во внеурочное время через применение системно - деятельностного подхода» поможет преодолеть эти противоречия, обеспечит наилучшее усвоение понятий, закономерностей и законов природы, научит учащихся свободно оперировать полученными химическими знаниями в повседневной жизни. 1.3. Ведущая педагогическая идея заключается в том, что именно системно - деятельностный подход, его применение на уроках химии и во внеурочное время, позволит успешно решать задачи формирования у обучающихся умений и навыков работы с текстом.
Категория: Мои статьи | Добавил: himturist (13.09.2014)
Просмотров: 708 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 himturist  
0
очень актуальная тема

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]