Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Формирование единого образовательного пространства школы по достижению метапредметных результатов обучающихся»
«Формирование единого образовательного пространства школы по достижению метапредметных результатов обучающихся»

Князева Марина Викторовна, 
учитель химии высшей квалификационной категории
МОУ СОШ №39 

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.
 В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.
 Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).
 Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные и личностные.
 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.
 При этом возникает много вопросов:
• что такое метапредметность, метарезультаты, метазнание?
• что такое метапредметы? Где их взять? Кто их будет вести?
• как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой к ЕГЭ?
• какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? и др.
Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка.
 Метапредметность – принцип интеграции содержания образования.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. 
Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
• Метапредметы
• Метапредметные программы
• Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)
• Метапредметный урок
• Предметный урок + метапредметная тема
• Метапредметные задания
• Межпредметные проблемные ситуации
Межпредметные, надпредметные проекты
Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности, которая надпредметна и носит универсальный характер. Предлагаются следующие названия метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача».
На метапредметах превыше всего ценится не знание «пройденного» учебного материала, но акты спонтанно осуществляемого мышление, свободно мыслительного деладействия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителями. 
Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.
В практике работы нами используются следующие программы: 
• «Я и проекты»
• «Учимся проектировать»
• «Свободная самостоятельная работа»
• «Рефлексивный круг»
• «Как стать успешным»
• «Сам себе учитель»
• «Культура познания»
• «Культура мышления»
• «Основы исследовательской деятельности» и др.
По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат. А также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов.
В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно рекомендовать использование метапредметных тем на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.
Такими метапредметными темами могут быть:
• Знающее незнание
• Определение и понятие
• Постановка проблемы
• Рисунок и схема
• Знание и информация
• Цель и задачи
• Роль и позиция
• Модель и способ
• Ситуация непонимания
• Содержание и форма
• Повторение и развитие
• Структура и процесс
Одной из разновидностей учебной задачи, особенность которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание.
Метапредметное задание включает в себя объединение ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание», «Развитие» и т.д.).
Включая метапредметные задания в канву урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
 Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.  
 Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:
• ситуации неопределенности;
• ситуации неожиданности; 
• ситуации конфликта; 
• ситуации опровержения;
• ситуации предположения.
Механизмом развития метадеятельности может стать система надпредметных, межпредметных проектов, например таких
• «Мой город»
• «Наш дом»
• «Периодичность в природе»
• «Сотовый телефон»
• «Кое-что о зеркалах»
• «Грамотный покупатель»
При их создании у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности,
  Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:
• Развивающего мышления;
• Развитие критического мышления через письмо и чтение;
• ТРИЗ;
• Технологический компонент личностно-развивающего урока;
• Метод проектов;
• Исследовательская деятельность;
• УДЕ;
• Тьюторские технологии и др. 
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты:
• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
• использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
• использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
• четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
• тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
• начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;
• осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения но и в рамках сетевого взаимодействия;
• осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».


Категория: Мои статьи | Добавил: himturist (29.02.2012)
Просмотров: 1985 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]