Каталог статей
| Главная » Статьи » Мои статьи |
«Формирование единого образовательного пространства школы по достижению метапредметных результатов обучающихся»
Князева Марина Викторовна, учитель химии высшей квалификационной категории МОУ СОШ №39 В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности. В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения. Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные и личностные. Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности. При этом возникает много вопросов: • что такое метапредметность, метарезультаты, метазнание? • что такое метапредметы? Где их взять? Кто их будет вести? • как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой к ЕГЭ? • какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов? и др. Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Метапредметность – принцип интеграции содержания образования. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов? Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения: • Метапредметы • Метапредметные программы • Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) • Метапредметный урок • Предметный урок + метапредметная тема • Метапредметные задания • Межпредметные проблемные ситуации Межпредметные, надпредметные проекты Метапредметы – это предметы, отличные от предметов традиционного цикла, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. В форме метапредмета обычный учебный материал переорганизуется в соответствии с логикой развития базовой организованности деятельности и мыследеятельности, которая надпредметна и носит универсальный характер. Предлагаются следующие названия метапредметов – метапредмет «Знание», метапредмет «Знак», метапредмет «Проблема», метапредмет «Задача». На метапредметах превыше всего ценится не знание «пройденного» учебного материала, но акты спонтанно осуществляемого мышление, свободно мыслительного деладействия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителями. Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений. В практике работы нами используются следующие программы: • «Я и проекты» • «Учимся проектировать» • «Свободная самостоятельная работа» • «Рефлексивный круг» • «Как стать успешным» • «Сам себе учитель» • «Культура познания» • «Культура мышления» • «Основы исследовательской деятельности» и др. По надпредметным программам можно работать на уроках по школьным предметам за счет отбора тем, ситуаций, способов деятельности, совокупность которых позволяет получить желаемый метапредметный результат. А также на занятиях факультативов, курсов по выбору, элективных курсов. В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно рекомендовать использование метапредметных тем на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока. Такими метапредметными темами могут быть: • Знающее незнание • Определение и понятие • Постановка проблемы • Рисунок и схема • Знание и информация • Цель и задачи • Роль и позиция • Модель и способ • Ситуация непонимания • Содержание и форма • Повторение и развитие • Структура и процесс Одной из разновидностей учебной задачи, особенность которой является синтез знаний и умений из разновидных наук, разных учебных дисциплин, является метапредметное задание. Метапредметное задание включает в себя объединение ради решения одной проблемы, ради познания одного объекта или предмета, когда метапредметная связь обнаруживается на уровне метапонятий («Человек», «Природа», «Время», «Движение», «Познание», «Развитие» и т.д.). Включая метапредметные задания в канву урока, или используя их на занятиях метапредметного курса, педагог решает задачу усвоения обучающимися учебного материала различных предметов в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции. Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить: • ситуации неопределенности; • ситуации неожиданности; • ситуации конфликта; • ситуации опровержения; • ситуации предположения. Механизмом развития метадеятельности может стать система надпредметных, межпредметных проектов, например таких • «Мой город» • «Наш дом» • «Периодичность в природе» • «Сотовый телефон» • «Кое-что о зеркалах» • «Грамотный покупатель» При их создании у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности, Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания: • Развивающего мышления; • Развитие критического мышления через письмо и чтение; • ТРИЗ; • Технологический компонент личностно-развивающего урока; • Метод проектов; • Исследовательская деятельность; • УДЕ; • Тьюторские технологии и др. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты: • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности; • использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; • использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата. Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо: • четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах; • тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения; • начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа; • осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения но и в рамках сетевого взаимодействия; • осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться». | |
| Просмотров: 1985 | Рейтинг: 0.0/0 |
| Всего комментариев: 0 | |