Видео,презентации,материалы

Главная » Файлы » Мои файлы

Презентационный материал для мастер- класса по теме: "Технология реализации системно- деятельностного подхода на разных этапах урока
11.12.2014, 23:28
Презентационный материал на мастер- класс по теме: « Технология реализации системно- деятельностного подхода на разных этапах урока» (на примере работы с текстами химического содержания) № слайда Название слайда Содержание Сл.1 Тема: «Технология реализации системно- деятельностного подхода на разных этапах урока» (на примере работы с текстами химического содержания) Практически на всех школьных предметах, в том числе и на химии, учащиеся читают тексты. Но их не учат технологии работы с текстом, которая предполагает следующее: поиск информации, ее преобразование и представление. Сл.2 Системно- деятельностный подход, основные принципы. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Сл.3 Деятельностные технологии: Технология развития критического мышления посредством чтения и письма, технология проектной, исследовательской деятельности, ТРИЗ- технология. Сл.4 Классификация уроков по ФГОС Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки. Сл.5 Сравнение уроков по ФГОС и традиционных Классификация уроков по ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков Классификация уроков развивающего обучения комбинированный урок; урок по ознакомлению учащихся с новым материалом; урок закрепления и повторения знаний; урок общения и систематизации изученного; урок выработки и закрепления умений и навыков; уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. урок постановки учебной задачи; урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач с применением открытого способа; урок контроля и оценки. Сл.6 Пути представления текстовой информации Графическая форма Объект Применение Таблица Свойство- применение Можно представить большой объем информации в наглядном виде График Постройте график, показывающий, как изменяется скорость ферментативной реакции в зависимости от температуры на основании следующих данных: Позволяет наглядно представить процесс изменения величин Диаграмма Отражает соотношение тех или иных величин Сл.7 Пути представления текстовой информации Диаграмма Венна, «рыбьего скелета» Исикавы, разветвлений Бьюзена, комиксов Сл.8 Пути представления текстовой информации Граф- схемы Сл.9 Приемы изучения учебного текста Приемы изучения учебного текста начинаются с знакомства с текстом. Структурный аппарат текста (книги) представлен следующими элементами: Заголовок: в научной литературе указывает на тему. Аннотация: расположена на обороте титульного листа; сжатая характеристика содержания с указанием адресата. Оглавление: план изложения темы, путеводитель по книге. Предисловие: изложение задач, поставленных автором. Послесловие: итог, краткие выводы. Справочный материал: комментарий к понятиям, терминам, фактам и т.д., которые нуждаются в объяснении. Сл.10 Работа с текстами различных стилей Научные тексты (требуют логического подхода): 1) осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели -«введение»; 2) поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) – «основная часть»; 3) решение исследовательской задачи, получение ответа – «заключение». Сл.11 Работа с текстами различных стилей Художественные тексты помогают формулировать творческие задачи в контексте жизни, могут быть связаны с историческими событиями, непосредственными интересами учеников, занимательными фактами. Работа с художественными текстами мотивирует школьников на желание работать над проблемой, темой. Н-ер, прочитайте сказку "Василиса Прекрасная". Нет ли в ней проблем, с которыми часто сталкиваются химики? Если да, то попытайтесь четко сформулировать их и предложите решения. Учащиеся с интересом выполняют это задание в 8-м классе сразу после изучения темы "Чистые вещества и смеси". Ведь искомая проблема содержится в задании Бабы Яги Василисе - отделить рожь от чернушки и мак от земли. Героине сказки помогли голуби, учащиеся должны предложить способы разделения, основанные на различных физических свойствах компонентов смеси. Очень важно, чтобы художественный текст был связан с конкретным жизненным опытом учащихся. При изучении темы « Кислоты» читаем отрывок из произведения М. Пришвина «Соляная кислота»: «…Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и самец-волк? У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волчат соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой. В таком кормлении принимает участие и волк-самец…».Делаем вывод: в желудке у всех живых существ присутствует соляная кислота. Сл.12 Постановка проблемы на уроке Тип проблемной ситуации -с удивлением (Побуждающий диалог). Когда мы пережёвываем кусочек хлеба, появляется сладковатый вкус во рту. Почему? Ведь хлеб не сладкий. Хлеб содержит углеводы, в частности- крахмал- он безвкусный. Возникает проблемная ситуация. О чём идёт речь? О ферментах. После рассмотрения физических свойств серной кислоты можно задать проблемный вопрос: «Почему при растворении концентрированной серной кислоты в воде, необходимо приливать кислоту к воде, а не наоборот?» Сл.13 Постановка проблемы на уроке Тип проблемной ситуации -с затруднением. Н-ер, 1)если масса атома определяется количеством протонов и нейтронов, массы которых выражены целыми числами, то почему относит. ат. массы представляют собой дробные величины? 2)Почему, имея на внешнем уровне 2 электрона, железо проявляет валентность, равную трём? Сл.14 Технология развития критического мышления посредством чтения и письма На стадии вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо, разбивку на кластеры На стадии осмысления эффективны приёмы: маркировка текста «ИНСЕРТ»; составление концептуальной таблицы; составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов; составление кластеров. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Приёмы: создание синквейнов, составление рассказов по ключевым словам (фразам); анализ верных и неверных утверждений и др. Сл.15 Техника работы с текстом (по методике к.п.н. Макотровой Г.В.) І этап Культуроосвоение. Применяется на первом этапе урока для удовлетворения интересов школьников и развития их мотивации к поиску нового знания. После ознакомления с текстом предлагаем ответить на вопросы: «Что заинтересовало вас в предлагаемом тексте, что показалось малоинтересным или совсем неинтересным. Выделите определённые части текста соответственно красным, жёлтым, зелёным цветом или значками (И, М, Н)», «Какая проблема представлена в выбранном вами тексте?», «На основе информации предложенных текстов обоснуйте личный интерес к выделенной проблеме». Сл.16 Техника работы с текстом ІІ этап Культуропользование. Работа с текстом строилась на основе применения школьниками освоенных на первом этапе знаний и умений. Предлагаемые задания носили разный уровень сложности и предполагали разные меру творчества и форму их выполнения (индивидуальную, групповую, коллективную). Анализ ответов показал, что работа над интересными для учеников заданиями и вопросами к тексту на этом этапе вызывает у них желание задавать новые вопросы и составлять собственные нестандартные задания к тексту. Например, -Как смоделировать способы безопасного хранения метана с помощью цифровых технологий? - Как связана температура других планет с наличием метана? -Как из лигнина растений получается метан? - Сжигание какого органического сырья приводит к образованию метана? Сл.17 Техника работы с текстом ІІІ этап Культуроинтерпретаторство. Учащиеся выражали своё отношение к выделенным на первом этапе проблемам в изученных текстах, интепретировали полученные ответы на заданные учителем вопросы к тексту, овладевали техниками составления новых вопросов и формулирования проблем для проведения исследования, составляли новые вопросы к текстам, выдвигали гипотезы для решения проблем. Чтобы обучить составлять вопросы к тексту, учащимся предлагались следующие задания: «Известно, что вопросы к тексту — движение к новым идеям. Составьте вопросы к выбранному тексту, учитывая, что они могут быть связаны с функцией изучаемого объекта (для чего? с чем связано? какую роль выполняет?…), с возможными надсистемами (где расположено? как изменяется?), с подсистемами (какой характер? какие связи между компонентами? что выполняют?), с их прошлым, настоящим и будущим. Среди проблем, требующих исследования, ребята называли: «Моделирование в электронной среде способов хранения метана». Для более глубокого понимания составленных ими вопросов учитель предлагал ученикам следующие задания: -выразить, как понимают проблему представители различных групп населения (учёные-экологи, представители бизнеса по продаже газа, представители химического производства на основе метана и др.); -идентифицируйте себя с действующими лицами какого-либо сюжета для понимания собственных познавательных затруднений в решении выделенной проблемы; Осмысление и интерпретация выделенной проблемы с разных позиций приводили старшеклассников к составлению гипотезы, к получению идеи возможного решения проблемы. Для её формулирования ученики могли использовать, выданное клише (например, «если …, то … (будущее), так как …» (объяснение причины) Сл.18 Техника работы с текстом ІVэтап Культуротворчество. Теперь старшеклассники работали над решением важной и интересной для них проблемы, искали собственный вариант ответа на вопрос. Они активно искали новые тексты, планировали и проводили при необходимости химический эксперимент, в результате чего опровергалась или доказывалась, выдвинутая на предыдущем этапе гипотеза. Учитель предлагал старшеклассникам определить и конкретизировать наиболее важные способы возможного исследования, ведущие к решению проблемы (прогноз, эксперимент, наблюдение, анализ, синтез, моделирование и др.); наглядно представить и описать возможные варианты экспериментальных действий; Сл.19 Техника работы с текстом Очевидно, что на каком-либо занятии предметной секции ученического научного общества или на уроке невозможно будет осуществить всю последовательность рассмотренных этапов. Но благодаря тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности старшеклассников рассмотренный дидактический механизм развития исследовательского потенциала будет реализован в полной мере. Сл.20 ТРИЗ Для конструирования исследовательских задач пользуемся следующим алгоритмом: исходный факт; формулировка задачи; выявление противоречия; поиск ресурсов. формулировка идеального конечного результата Например. Сл.21 Проектная технология Под учебным проектом понимается любая деятельность учащихся по решению ими творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и направленная на получение материального продукта. Цель выполнения проекта - формирование умения приобретать химические знания, работая с текстами. Н-ер, вовлечение учащихся 9-11 классов в работу над проектом «Таланты рождают гения», посв. Д.И.Менделееву, его учителям и его ученикам. Материальный продукт- презентация, электронная газета, эссе. Сл.22 Исследовательская технология Организация собственно исследования: формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования, постановке задач, выполнению хода исследования, формулированию выводов. Сл.23 Результативность Применение системно- деятельностного подхода при работе с текстами позволила добиться стабильно- высоких результатов учебного труда школьников, успешно выступить с научно- исследовательскими работами на конкурсах разного уровня: международном («Юные исследователи окружающей среды»), всероссийском («Меня оценят в 21 веке»), региональном («Открытие»), муниципальном («Первые шаги в науку»), на школьной научно - практической конференции «Искорка». Сл.24 Задание группе Текст№1 Источники атмосферного метана Сл.25 Задание группе Текст№2 Ледяные «тюрьмы» природного газа Сл.26 Задание группе Текст №3 Парниковая активность метана (рецензия) Сл.27 Задание группе Текст «Лекарства» Текст «Лекарства» Сл.27 Задание группе Текст «Разбитый градусник» Текст «Разбитый градусник» Сл.28 Рефлексия
Категория: Мои файлы | Добавил: himturist
Просмотров: 768 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]