Было проведено 5 заседаний, на которых рассмотрены основные вопросы:
1. Модернизация школьного образования.
2. Формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе учебной деятельности по предмету.
3. Развитие способностей школьников самостоятельно учиться, мыслить и творчески действовать в образовательном процессе.
4. Реализация принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания предмета.
5. Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
6. Формирование здорового образа жизни.
Работа велась по нескольким направлениям:
I направление. Изучение нормативных документов.
Учителя знакомились с нормативными документами, изучили инструктивно-методические письма «О преподавании предметов в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2013/2014 учебном году», документы государственного образовательного стандарта второго поколения.
II направление. Изучение методик, технологий обучения.
С докладами на заседании ШМО выступили
Морозова Е.А. «Организация проектной деятельности на уроках биологии»; городские педчтения учителей биологии, географии, химии «Урок как целостная система на новом этапе развития школы» (призер)
Колесникова Г.А. «Использование ИКТ на уроках географии как средство активизации познавательной деятельности и повышения качества знаний обучающихся»
Князева М.В. «Конструирование уроков в условиях перехода на новые ФГОСы»
III направление. Организация повышения квалификации. Внедрение педагогических технологий развивающего обучения на уроках естественнонаучного цикла.
По данному направлению работы ШМО велись практические занятия для учителей «Интернет – ресурсы для учителя». В течение учебного года учителя – предметники посещали открытые уроки своих коллег в школе (химия, биология, география) , что позволило изучать опыт друг друга в преподавании предмета:
- Князева М.В. подготовила и провела открытый урок для студентов БелГУ(ф-т математический, естественных дисциплин) в 10 классе по теме «Ферменты». На этом уроке она показала элементы современных технологий обучения: тестовая (при проверке домашнего задания и закреплении нового материала), компьютерная презентация (при изучении нового материала), работа в парах, работа с интернет- источниками. Уделяла большое внимание самостоятельной работе с текстом учебника. Урок прошел на высоком методическом уровне.
- Князева М.В. Открытый урок «Составление формул бинарных соединений» 8А кл в рамках предметной недели. На уроке особое внимание было обращено на формирование не только предметных, но и метапредметных (умений сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы) и коммуникативных умений (работать в группе, осуществлять контроль и самоконтроль).Урок прошёл очень динамично, обучающиеся проявили хорошую активность, интерес к изучаемому материалу. Бурно обсуждались вопросы, которые необходимо было рассмотреть на уроке, ребята сами прогнозировали результат и составляли план поэтапного изучения формул бинарных соединений. Урок сопровождался презентацией с флэш- анимацией, а закончился тестом и самоконтролем. Оценки выставлялись по рейтинговой системе. «Отлично» получили Сбитнев Виталий, Григорьев Юрий, Коваленко Александр, Маматов Иван, Алифанова София, Стребкова Анна, Черкасова Екатерина.
- Морозова Е.А. Открытый урок «Скелет и мышцы, их функции» 8А кл в рамках предметной недели. Большое внимание уделяла формированию умения работать с текстом учебника и рабочей тетрадью на печатной основе. Так, ею были даны задания: 1) Выписать функции опорно- двигательной системы и ответить на вопрос: «Почему скелет и мышцы относятся к единой системе органов?» 2) Изучить текст «Химический состав костей» и сделать вывод о причинах прочности и гибкости костной ткани».
- Морозова Е.А. подготовила и провела открытый урок в 5 классе по теме «Состав и свойства почвы». Урок был проведен на высоком методическом уровне, был использованы элементы технологий: - уровневой дифференциации (при проверке домашнего задания), - здоровьесберегающей (рационально использовалось время на уроке, физкультминутка), игровая (при изучении новой темы), проблемного обучения.
-Колесникова Г.А.провела открытое внеклассное мероприятие для 7 классов «Я шагаю по Земле» в рамках предметной недели. Ребята продемонстрировали хорошие знания животного и растительного мира отдельных материков: Африки, Азии, Северной и Южной Америки. стадии развития Земли, особенности отдельных океанов на нашей планете. Победителем стали ученики 7а класса Алфимова Ксения, Ковалевская Юлия, Габибулаев Магомед, Немцева Алина,Смирнов Максим, Голеусоа Артём.
-Сороколетова Н.А.провела открытое внеклассное мероприятие в 6а классе «Грибное царство» С большим интересом обучающиеся приняли участие в этом мероприятии. Это мероприятие способствовало формированию у обучающихся бережного отношения к окружающей нас живой природе. Строгое жюри, в состав которого вошли обучающиеся этого же класса, даже растерялось при подведении итогов: так хорошо ребята отвечали на вопросы викторины. Они продемонстрировали прочные знания поведения в природе, умения отличать съедобные и ядовитые грибы, рассказали о приметах осени. Активны были Бикетов Алексей, Трифонова Дарья, Ткаченко Дмитрий, Иевлев Даниил, Скуратова Дарья, Яковлева Полина.
При посещении уроков учителя отмечали, что активно используются современные педагогические технологии обучения. Учителя требуют осознанность при ответах учащихся, вовлекают учащихся в рецензирование ответов одноклассников, применяют оригинальные методы и приемы обучения. Но не все учителя ШМО дали открытые уроки в этом учебном году, поэтому в следующем учебном году необходимо активизировать работу по обмену опытом между учителями-предметниками.
В соответствии с методической темой были выбраны темы для самообразования учителей ШМО:
- Князева М.В.-« Выстраивание уроков в рамках системно - деятельностного подхода»;
- Морозова Е.А. «Использование ИКТ на уроках биологии как средство повышения качества знаний учащихся»;
- Чиликина Т.В. «Дифференцированный и индивидуальный подход как средство повышения качества знаний учащихся».
Работая над реализацией своих тем самообразования, учителя обращали внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывали психологические особенности учащихся.
IV направление. Организация работы по формированию, изучению и обобщению педагогического опыта.
Методическое объединение активно участвовало в решении вопросов и задач по реализации проблемы школы. На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:
1. Создание компетентно-ориентированных заданий по химии, биологии и географии.
2. Решение учебных познавательных задач по биологии, химии и географии.
3. Использование на уроках игровых ситуаций, ролевых игр в реализации принципа связи обучения с жизнью.
С целью усиления работы по расширению и углублению базовых знаний учащихся во время подготовки к итоговой аттестации были рассмотрены следующие вопросы:
1. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме и к ЕГЭ.
2. Подготовка учащихся к промежуточной аттестации.
Анализировались результаты пробного тестирования.
Учителя – предметники систематически занимались подготовкой учащихся к ГИА и ЕГЭ в урочное время и за счёт часов внеаудиторной занятости.
В октябре – ноябре были организованы и проведены предметные школьные олимпиады химии, биологии, географии, экологии. По результатам 1-го тура учащиеся, ставшие победителями и призёрами, приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.
Анализируя результаты олимпиад, конкурсов можно сделать вывод, что результативность ниже прошлого года, поэтому учителям предметникам необходимо больше уделять внимания мотивированным ученикам и серьезнее готовить учащихся для участия в олимпиадах, конкурсах.
В конце учебного года учащиеся 11-х классов сдавали ГИА по биологии (8 чел.,уч. Морозова Е.А.).
Средний балл по школе составил 65 баллов, мин. порог(36 баллов) преодолели все учащиеся.
Учащиеся 9 класса проходили ГИА, в течение года проводились пробные и основной экзамены по биологии и химии.
Мониторинг результатов ГИА по биологии в 9 классе(учитель Морозова Е.А.):
Оценка Муниципальное тестирование Результаты ГИА, био, 9 кл
«5» - 1 человек
(Богаутдинова Диана)
«4» 2 1 человек
(Максимова Наталья)
«3» 0 0
«2» 0 0
Качество знаний муниципального тестирования – 100%.
Качество знаний ГИА – 100%.
Мониторинг результатов ГИА по химии в 9 классе:
Оценка Муниципальное тестирование Результаты ГИА
«5» Не проводилось Не сдавали
«4»
«3»
«2»
Учащиеся 11 класса сдавали ГИА по химии (7 чел.,уч. Князева М.В.).
Средний балл по школе составил 69 баллов, мин. порог(36 баллов) преодолели все учащиеся.
Анализируя результаты промежуточной аттестации, ГИА и ЕГЭ по биологии и химии можно отметить достаточно сильный уровень подготовки учащихся.
Для повышения качества знаний учащихся учителя предметники в течение года с учетом дифференцированного подхода проводили занятия за счёт часов внеаудиторной занятости, как с мотивированными, так и с неуспешными учащимися:
- с неуспешными учащимися повторялись темы, которые были неусвоены ими, давали им повторные варианты контрольных работ, проводилась индивидуальная работа по дополнительным УМК, тестам, оказывалась помощь в выполнении домашнего задания, проводились консультации, проводилась работа с родителями по организации учебной деятельности учащихся дома.
- с мотивированными учащимися проводилась работа по развитию способностей извлекать самостоятельно информацию с различных источников, по формированию системного мышления через использование структурно-логических схем, отрабатывались задания повышенного уровня сложности, проводилась работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ, олимпиадам, к участию в различных конкурсах, проводимых в течение года.
Учителям удалось добиться создания комфортного психологического климата в классах, повысить учебную мотивацию неуспешных учащихся и уровень подготовки мотивированных учащихся, что отразилось в повышении качества знаний по биологии и стабильности по географии. Незначительно снизилось качество знаний по химии, поэтому в следующем году необходимо учителю больше внимания уделять работе с мотивированными учащимися, а также с неуспешными.
Предмет Качество знаний
2011/2012 Качество знаний
2012/2013 Качество знаний
2013/2014
Химия 71% 72% 73%
География 59% 60% 80%
Биология 62% 62% 63%
Учителя практикуют на своих уроках тестовые задания, включают тесты для проверки знаний учащихся. Еженедельно проводились консультации с учащимися по предметам, проводилась работа с одаренными детьми. При посещении открытых уроков было отмечено, что учителя используют различные формы проверки домашнего задания, объяснения нового материала. Но к тому же недостаточно используются межпредметные связи на уроках химии, биологии и географии. Не на должном уровне организуется самостоятельная деятельность учащихся, а также нет разнообразия в организации здоровьесберегающей среды на уроках. Учителя ведут кружки, элективные курсы по предметам, которые способствуют повышению качества знаний учащихся, расширяют их кругозор.
Необходимо отметить, что учителя ШМО прошли курсы повышения квалификации:
- Князева М.В. в 2013 году;
-Морозова Е.А.. в 2013 году.
Чиликина Т.В., в 2012 году.
Колесникова Г.А. в 2014году.
Не прошла курсы Сороколетова Н.А. в связи с декретным отпуском.
В октябре с 1.10-22.10.2014 была проведена неделя естественнонаучного цикла на тему «Сотри случайные черты и ты увидишь- мир прекрасен».
Целью предметной недели было
-Повысить интерес школьников к изучению предметов естественно- научного направления, вызвать у них положительные эмоции, подвести к самостоятельным выводам и обобщениям, обогатить кругозор и интеллект учащихся дополнительными знаниями;
-Создать условия для выявления и поддержки талантливых и одаренных детей;
-Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся во время проведения мероприятий, а также проявления творческих способностей учащихся при подготовке конкурсов;
-Использовать возможности мультимедийных технологий при подготовке содержания и оформлению мероприятий. В рамках предметной недели были проведены:
- Экскурсия в краеведческий музей
-Игра по географии «Я иду, шагаю по Земле»
- конкурс плакатов «Вода чудесный дар природы»
- игра соревнование «Грибное царство»
- Открытые уроки: «Скелет и мышцы, их функции», «Бинарные соединения»
- конкурс творческих работ «Вода - начало всех начал».
В конце недели были подведены итоги, самые активные участники были награждены грамотами.
На заседаниях МО рассматривалось календарно – тематическое планирование, фонд учебников по предметам, экзаменационные материалы, материалы контрольных работ, анализировались результаты областных контрольных работ и срезов по географии, пробного тестирования по биологии, химии.
Много внимания уделялось переоснащению кабинетов: были переработаны дидактические материалы. Направленные на дифференциацию опроса учащихся, были разработаны и размножены тестовые задания для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ, была проведена работа по эстетическому оформлению кабинетов.
Уроки химии, биологии и географии проходят в кабинетах, учителя используют технические средства и наглядные пособия для большей заинтересованности учащихся. Но поступления пособий для кабинетов современного уровня в нашей школе не происходит.
В течение года были проведены все запланированные контрольные, практические, лабораторные и итоговые работы. Весь программный материал по итогам 2013/2014 учебного года выполнен.
Рассматривался вопрос о поощрении, распределении стимулирующей части для учителей.
Вся работа, проведенная в 2013/2014 учебном году, отражена в протоколах заседаний школьного методического объединения.
Проанализировав работу МО учителей естественнонаучногого цикла, необходимо:
1. Способствовать повышению методического уровня учителей естественнонаучного цикла.
2. Использовать на уроках химии, биологии и географии межпредметные связи.
3. Изучить различные формы создания здровьесберегающей среды на уроках.
4. Усилить подготовку учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
5.Начать подготовку к введению ФГОС
Цели и задачи на 2014-2015 учебный год.
Цель: Совершенствование методического уровня учителей естественнонаучного цикла.
Задачи:
1. Повысить методический уровень учителей естественнонаучного цикла по подготовке к реализации ФГОС второго поколения через курсовую переподготовку, проведение открытых уроков, обучающих семинаров, коллективных тренингов в формате кейс-стади.
2. Способствовать формированию личностных характеристик обучающихся на уроках химии, биологии и географии на основе системно- деятельностного подхода.
3. Продолжить ознакомление с установленными стандартом новыми требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, внедрением их элементов в учебный процесс с целью повышения качества знаний учащихся.
4. Усилить подготовку учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.
5. Конструировать уроки в формате ФГОС с учётом требований к образовательным результатам: личностным, метапредметным, предметным.
|